Кто такие прекрастинаторы

Фото автора Moose Photos: Pexels
Фото автора Moose Photos: Pexels

Да-да, всё правильно: речь пойдёт о прекрастинаторах. Чем прекрастинация отличается от прокрастинации и почему её жертвами часто становятся ответственные и добросовестные сотрудники ‒ рассказываем подробно

О прокрастинации знают все, а вот прекрастинация ‒ понятие значительно менее известное. Тем не менее прекрастинаторов не меньше, чем прокрастинаторов, а прекрастинация снижает эффективность работы так же, как и прокрастинация.

Запутался во всех этих пре- и про-? Рассказываем ‒ что такое прекрастинация, чем отличается от прокрастинации и как избегать в работе и той, и другой.

Что такое прекрастинация

Автор термина ‒ психолог Пенсильванского университета Дэвид Розенбаум. Словом «прекрастинация» он обозначил желание немедленно выполнить задачу, не считаясь с затраченными усилиями.

Звучит вроде бы неплохо, но на самом деле прекрастинация опасна. Во-первых, прекрастинатор берётся сначала не за самые важные, а за самые лёгкие задачи, чтобы закрыть их как можно быстрее. Во-вторых, затрачивает гораздо больше усилий, чем нужно.

Часто получается так, что человек весь день что-то делает, суетится, тратит нервы и силы, а результат работы близок к нулю. Это не просто разочаровывает, но может привести к выгоранию.

Дэвид Розенбаум объяснил склонность к прекрастинации такими причинами:


  • Эволюция человека. У древних людей не было времени, чтобы анализировать задачи. Представилась возможность ‒ делай: таким был принцип выживания, и он настолько укоренился в сознании, что и сегодня влияет на наши поступки.
  • Стремление получить удовольствие. «Галочка» в списке дел приносит удовлетворение. На большую и серьёзную задачу нужно много времени, поэтому мы предпочитаем сначала сделать быстрые и лёгкие дела.
  • Незакрытые задачи раздражают и беспокоят, а завершённые мы быстро выбрасываем из головы. Поэтому принцип «Вижу задачу ‒ делаю» избавляет от тревоги и беспокойства.


Как прекрастинация влияет на твою продуктивность

Давай посмотрим, как проходит день прекрастинатора. Знакомься: Петя ‒ менеджер по продажам, очень ответственный и обязательный. Именно эти черты характера и делают его первоклассным прекрастинатором.

1
Это Петя, он очень много работает

Петя приходит на работу с одной мыслью: сегодня нужно провести переговоры с ключевым клиентом, причём переговоры обещают быть непростыми. Задача потребует много сил и нервов, и Петя хочет полностью сосредоточиться на ней ‒ а значит, сначала надо закрыть все мелкие отвлекающие задачи.

Поэтому Петя сначала отвечает на письма, потом заканчивает вчерашний отчёт (там всего три пункта осталось), потом видит 75 уведомлений о новых постах в соцсетях и быстро просматривает их ‒ вдруг там есть что-то нужное и важное. Рассылает коммерческие предложения ‒ это быстрое и нужное дело.

Ого, уже время обеда. Смысла звонить клиенту нет ‒ у него тоже наверняка перерыв на обед.

После обеда Петю вызывают на срочное совещание, потом просят найти информацию, а потом уже поздно звонить клиенту и решать что-то важное ‒ до конца рабочего дня осталось полчаса.

Петя переносит переговоры на завтра. Увы, он уже опоздал ‒ как раз вчера клиент уже подписал договор с конкурентом.

Бездельничал ли Петя? Нет. Эффективно ли он работал? Тоже нет. В этом главная проблема прекрастинатора ‒ низкая продуктивность.

Исследователи установили ‒ чтобы снова сосредоточиться на задаче после перерыва, человеку нужно 23 минуты. Каждое отвлечение, даже минутное, стоит тебе практически полчаса рабочего времени.

Это действительно много.

Как навсегда забыть о прекрастинации

Осознать проблему ‒ значит наполовину решить её. Начни с грамотного планирования: посмотри на свои задачи и выбери самые важные. Их нужно сделать в первую очередь.

А теперь оцени, насколько они срочные. Есть задачи, которые лучше отложить: например, по ним нет точных инструкций или полной информации.

Список стал гораздо короче, правда?

Чтобы не лишать себя удовольствия ставить галочки напротив выполненных задач, разбей большие сложные дела на более мелкие и простые. Психологически так легче: перед тобой опять множество задач, которые можно решить быстро и относительно легко ‒ но теперь получить действительно значимый результат.

Чтобы меньше отвлекаться от работы, ограничь себе доступ к соцсетям, а почту проверяй два-три раза в день. Дай понять коллегам, что ты очень занят: надень наушники. Как правило, коллег в наушниках редко беспокоят по пустякам ‒ вот такой офисный лайфхак.

Похожие статьи

Соцконтракт ‒ что это такое и как работает

Соцконтракт ‒ что это такое и как работает

Если оказался в трудной ситуации и не можешь найти выход ‒ задумайся о социальном контракте. Тебе помогут открыть своё дело, найти работу или сменить профессию. Как это работает и что нужно для заключения соцконтракта ‒ собрали актуальную информацию

10.03.2021 12:47

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

25.05.2022 16:15
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру