Кто такие прекрастинаторы

Фото автора Moose Photos: Pexels
Фото автора Moose Photos: Pexels

Да-да, всё правильно: речь пойдёт о прекрастинаторах. Чем прекрастинация отличается от прокрастинации и почему её жертвами часто становятся ответственные и добросовестные сотрудники ‒ рассказываем подробно

О прокрастинации знают все, а вот прекрастинация ‒ понятие значительно менее известное. Тем не менее прекрастинаторов не меньше, чем прокрастинаторов, а прекрастинация снижает эффективность работы так же, как и прокрастинация.

Запутался во всех этих пре- и про-? Рассказываем ‒ что такое прекрастинация, чем отличается от прокрастинации и как избегать в работе и той, и другой.

Что такое прекрастинация

Автор термина ‒ психолог Пенсильванского университета Дэвид Розенбаум. Словом «прекрастинация» он обозначил желание немедленно выполнить задачу, не считаясь с затраченными усилиями.

Звучит вроде бы неплохо, но на самом деле прекрастинация опасна. Во-первых, прекрастинатор берётся сначала не за самые важные, а за самые лёгкие задачи, чтобы закрыть их как можно быстрее. Во-вторых, затрачивает гораздо больше усилий, чем нужно.

Часто получается так, что человек весь день что-то делает, суетится, тратит нервы и силы, а результат работы близок к нулю. Это не просто разочаровывает, но может привести к выгоранию.

Дэвид Розенбаум объяснил склонность к прекрастинации такими причинами:


  • Эволюция человека. У древних людей не было времени, чтобы анализировать задачи. Представилась возможность ‒ делай: таким был принцип выживания, и он настолько укоренился в сознании, что и сегодня влияет на наши поступки.
  • Стремление получить удовольствие. «Галочка» в списке дел приносит удовлетворение. На большую и серьёзную задачу нужно много времени, поэтому мы предпочитаем сначала сделать быстрые и лёгкие дела.
  • Незакрытые задачи раздражают и беспокоят, а завершённые мы быстро выбрасываем из головы. Поэтому принцип «Вижу задачу ‒ делаю» избавляет от тревоги и беспокойства.


Как прекрастинация влияет на твою продуктивность

Давай посмотрим, как проходит день прекрастинатора. Знакомься: Петя ‒ менеджер по продажам, очень ответственный и обязательный. Именно эти черты характера и делают его первоклассным прекрастинатором.

1
Это Петя, он очень много работает

Петя приходит на работу с одной мыслью: сегодня нужно провести переговоры с ключевым клиентом, причём переговоры обещают быть непростыми. Задача потребует много сил и нервов, и Петя хочет полностью сосредоточиться на ней ‒ а значит, сначала надо закрыть все мелкие отвлекающие задачи.

Поэтому Петя сначала отвечает на письма, потом заканчивает вчерашний отчёт (там всего три пункта осталось), потом видит 75 уведомлений о новых постах в соцсетях и быстро просматривает их ‒ вдруг там есть что-то нужное и важное. Рассылает коммерческие предложения ‒ это быстрое и нужное дело.

Ого, уже время обеда. Смысла звонить клиенту нет ‒ у него тоже наверняка перерыв на обед.

После обеда Петю вызывают на срочное совещание, потом просят найти информацию, а потом уже поздно звонить клиенту и решать что-то важное ‒ до конца рабочего дня осталось полчаса.

Петя переносит переговоры на завтра. Увы, он уже опоздал ‒ как раз вчера клиент уже подписал договор с конкурентом.

Бездельничал ли Петя? Нет. Эффективно ли он работал? Тоже нет. В этом главная проблема прекрастинатора ‒ низкая продуктивность.

Исследователи установили ‒ чтобы снова сосредоточиться на задаче после перерыва, человеку нужно 23 минуты. Каждое отвлечение, даже минутное, стоит тебе практически полчаса рабочего времени.

Это действительно много.

Как навсегда забыть о прекрастинации

Осознать проблему ‒ значит наполовину решить её. Начни с грамотного планирования: посмотри на свои задачи и выбери самые важные. Их нужно сделать в первую очередь.

А теперь оцени, насколько они срочные. Есть задачи, которые лучше отложить: например, по ним нет точных инструкций или полной информации.

Список стал гораздо короче, правда?

Чтобы не лишать себя удовольствия ставить галочки напротив выполненных задач, разбей большие сложные дела на более мелкие и простые. Психологически так легче: перед тобой опять множество задач, которые можно решить быстро и относительно легко ‒ но теперь получить действительно значимый результат.

Чтобы меньше отвлекаться от работы, ограничь себе доступ к соцсетям, а почту проверяй два-три раза в день. Дай понять коллегам, что ты очень занят: надень наушники. Как правило, коллег в наушниках редко беспокоят по пустякам ‒ вот такой офисный лайфхак.

Похожие статьи

Соцконтракт ‒ что это такое и как работает

Соцконтракт ‒ что это такое и как работает

Если оказался в трудной ситуации и не можешь найти выход ‒ задумайся о социальном контракте. Тебе помогут открыть своё дело, найти работу или сменить профессию. Как это работает и что нужно для заключения соцконтракта ‒ собрали актуальную информацию

10.03.2021 12:47

Последние статьи

«Безработица? Пфф...», или Как не бояться увольнения и быть во всеоружии даже в период массовых сокращений

«Безработица? Пфф...», или Как не бояться увольнения и быть во всеоружии даже в период массовых сокращений

Как оставаться всегда востребованным сотрудником? Как не бояться увольнения и заранее подготовиться к поиску новой работы? Исчерпывающие ответы на эти вопросы вы найдете в данном материале.

21.09.2022 13:55
8 провокационных вопросов на собеседовании. Как отвечать, чтобы обойти конкурентов?

8 провокационных вопросов на собеседовании. Как отвечать, чтобы обойти конкурентов?

Как раскусить хитрые уловки на собеседовании и не ударить в грязь лицом? Мы собрали популярные вопросы со скрытым смыслом и расскажем, как правильно на них отвечать, чтобы впечатлить работодателя.

14.09.2022 10:27
Внимание: 5 предупреждающих знаков о приближающемся увольнении

Внимание: 5 предупреждающих знаков о приближающемся увольнении

Практически каждый боится в какой-то момент жизни оказаться без работы. Чтобы успеть предпринять срочные шаги и избежать негативных последствий увольнения важно заранее определить надвигающуюся угрозу потери работы – 5 основных признаков, по которым грядущее увольнение не станет неожиданностью.

06.09.2022 15:19
Работай продуктивно! 5 золотых правил, которые помогут эффективно использовать рабочее время

Работай продуктивно! 5 золотых правил, которые помогут эффективно использовать рабочее время

Работа в офисе порой бывает очень скучной и однообразной. Как результат ‒ снижается производительность и мотивация. Чтобы этого избежать, нужно грамотно планировать свой день, расставлять приоритеты.

23.08.2022 13:17
Подпишись на статьи ГородРабот.ру