Основа любого бизнеса — качественные кадры. Чтобы квалифицированные специалисты хотели идти в компанию, а у людей, которые уже находятся в команде, была мотивация работать, нужен сильный HR-бренд. По информации glassdoor, 86% соискателей изучают отзывы и рейтинги, выбирая место работы, и 75% предпочитают пойти туда, где активно управляют брендом работодателя.
Что включает в себя бренд работодателя
HR-бренд — образ работодателя в глазах текущих и потенциальных работников. Из чего он обычно складывается?
- Возможность карьерного роста.
- Дружная и слаженная команда единомышленников.
- Схожие ценности и хорошие отношения.
- Корпоративное обучение.
- Забота о здоровье и благополучии сотрудников: дополнительное страхование, штатные врачи, скидки на оздоровительные курорты.
- Возможность работы по обмену в филиалах компании за рубежом.
- Активности — корпоративные вечеринки, совместные туристические походы, конкурсы, квизы.
- Спортивная культура в компании: соревнования, турниры, совместное участие в мероприятиях и марафонах.
- Участие сотрудников в социальной миссии компании — например, совместные “субботники” или благотворительные вечера.
- Конкурентная заработная плата и система вознаграждений за добросовестный труд.
Почему важно развивать HR-бренд
Бренд работодателя есть у любой компании, в которую хотя бы раз нанимали людей “со стороны” — неважно, появилась она на рынке месяц назад или работает уже 20 лет. Но управлять HR-брендом сегодня стремятся не все, хотя это необходимо. Почему?
- Положительный бренд помогает нанимать действительно хороших специалистов. Это, в свою очередь, не просто повышает репутацию компании, но и помогает снизить расходы. Согласно исследованию LinkedIn, сильный HR-бренд способен снизить стоимость найма на 50%. Более того, квалифицированный сотрудник работает с клиентами более качественно и быстро, в результате чего они чаще возвращаются за услугами и рекомендуют их другим.
- Хорошо отстроенный бренд работодателя удерживает текущих сотрудников. Если человек работает в компании мечты, у него нет причин искать что-то другое. Он уверен, что на текущем месте он развивается профессионально, а его заслуги оценивают по достоинству. Необходимость работы над HR-брендом выяснили в HR Daily Advisor: там считают, что 92% людей подумали бы о смене места работы, если бы им предложили позицию в компании с более развитой корпоративной репутацией. А в officevibe уверены, что компании, активно инвестирующие в бренд работодателя, снижают текучесть кадров на 28%.
- Сильный HR-бренд мотивирует действующих сотрудников. Хорошо работает тот, кому интересно это делать, и кто видит, что его работа приносит пользу. Мотивация — это не только грамотно разработанная система материальных поощрений, но и участие во внутренних и международных профессиональных конкурсах, нематериальные награды и возможности выйти на новый уровень (например, поехать работать в Лондон).
Подведем итог: HR-бренд нужен и маленьким компаниям, и крупным рыночным игрокам. Плюс в том, что выращивать сильный бренд можно как “искусственно” (то есть вкладывая в него значительные бюджеты), так и органическим путем.
Внешний HR-бренд
Это то, как компания позиционирует себя для широкой аудитории. Самый ценный результат такого позиционирования — приток квалифицированных кадров. При грамотно построенном HR-бренде минимизируются ресурсные затраты на поиск кандидатов, потому что они сами с удовольствием приходят в команду.
При это важно грамотно сформулировать сообщение, которое передается аудитории. Не все могут похвастаться возможностью карьерного роста или международными стажировками.
Выход есть: любая компания уникальна и может предложить что-то свое. Например, McDonald’s не очень силен в удержании кадров на стартовых позициях. Зато сеть знаменита на весь мир тем, что предлагает первую в жизни работу студентам и является настоящей кузницей кадров.
Естественно, внешний HR-бренд работает и на клиентский: если вы делаете что-то, заказчику всегда интересно, кто за этим стоит. Вероятнее всего, он отдаст предпочтение сильной, лояльной и талантливой команде, имеющей экспертизу в нужной области. А это — прямой результат работы над брендом работодателя.
Как выстраивается внешний HR-бренд?
- Наполнение сайта.
- Работа с социальными сетями.
- Работа со сторонними СМИ.
- Айдентика (отличительные знаки компании).
- Присутствие на целевых встречах (например, на отраслевых конкурсах и конференциях).
- Участие в социальных миссиях.
- Транслирование ценностей компании на собеседованиях.
Внутренний HR-бренд
Это то, как компанию видят действующие сотрудники. Важно отметить: без внутреннего HR-бренда невозможен внешний. Если транслировать в широкие массы положительные факты и ценности, в реальности обманывая сотрудников, репутация разрушится как карточный домик.
Главные цели построения внутреннего бренда работодателя — удержание талантливых кадров и создание условий для более качественного выполнения работы. Гораздо дешевле удержать старого сотрудника, чем искать, обучать и вводить в курс дела нового.
Как строят внутренний HR-бренд
- Внутренние коммуникации. Это личные встречи с руководством, регулярные созвоны, активная работа с корпоративными изданиями и соцсетями.
- Индивидуальная поддержка. Например, в кризисный период, когда сотрудники особенно нуждаются в поддержке, менеджеры могут предлагать им one-to-one-встречи, чтобы помочь найти решение проблемы.
- Тимбилдинг.
- Регулярные активности.
- Возможность обучения, стажировок и работы по обмену за счет компании.
- Система поощрений за ценные идеи, успешно законченные проекты и сверхурочный труд.
- Соблюдение всех договоренностей и обещаний.
- Умение руководства прислушиваться к сотрудникам и идти на компромисс.
Текущие сотрудники — это люди, создающие историю компании. Именно они пишут отзывы и активно делятся опытом работы в компании, и это сильно влияет на ее образ в глазах кандидатов. Поэтому внутренний HR-бренд также должен включать в себя умение прощаться красиво.
Увольнение — тяжелое испытание и для сотрудника, и для компании. Внутренний бренд работодателя направлен на то, чтобы этого, по возможности, не случилось. А если уже случилось — на то, чтобы минимизировать стресс и оставить хорошие впечатления о сотрудничестве.
Подведем итог: внешний и внутренний HR-бренд — две стороны одной медали. Невозможно развивать одну, забыв о другой. Но если постоянно выделять на это ресурсы, результат может оказаться действительно впечатляющим.