Обучение персонала: как «вырастить» сотрудников и не разориться

По данным Американской ассоциации развития талантов (ATD), большинство серьезных компаний США тратит на обучение одного сотрудника около 1500 $ в год, считая это важным условием развития бизнеса.

А что делать российским работодателям в условиях экономического кризиса: так ли важно растить качество персонала, и как организовать этот процесс?

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Существует категория сотрудников, которой периодически необходимо повышать образовательный уровень и квалификацию. Прежде всего это относится к бухгалтерам, юристам и делопроизводителям, поскольку в этих сферах чаще происходят изменения — как в законодательстве, так в правилах оформления документов.

Если организация занимается реализацией продуктов и услуг, то менеджеры по продажам просто обязаны изучать новые sale-технологии и развивать навыки ведения переговоров — от этого зависят прибыль и успех компании на рынке.

Не только новички нуждаются в корпоративном обучении, но и работники со стажем. Последним погоня за квалификацией даже важнее, ведь с годами тонкости профессии забываются, и притупляется чутьё.

Для производственной сферы теоретическая подготовка персонала — обязательный пункт. Постоянное обновление оборудования, внедрение новых технологий и систем управления требуют поддержания высокого профессионального уровня не только в погоне за качеством, но и во избежании физических травм.

Мнение эксперта

В больших серьезных организациях существуют целые отделы развития персонала. В более мелких эту функцию передают отдельному специалисту.

Тренеров обычно приглашают со стороны, причем формат обучения может быть любым — на усмотрение и бюджет компании.

Руководитель HR - отдела крупного производственного предприятия Оксана Звягинцева поделилась опытом работы в обучении персонала.

«Для введения в курс дела нового сотрудника и первичного обучения достаточно презентации, которую проводит менеджер отдела персонала. Для повышения квалификации остальных сотрудников лучше все-таки, на мой взгляд, обращаться к специалистам тренингового агентства.

Дело в том, что работник компании, хотя и хорошо знает специфику бизнеса - смотрит на проблему изнутри. Приглашенный тренер способен увидеть то, что скрыто от глаз коллектива, а значит, он может предложить более интересные и эффективные решения.

Кроме того, у сотрудников формируется более непредвзятое отношение к человеку, приглашенному со стороны, чем к коллеге, с которым приходится сталкиваться каждый день. Бизнес-коучу, не состоящему в штате компании, порой проще «достучаться» до сотрудников и быть услышанным, хотя все очень индивидуально. Руководитель должен сам решать, что лучше и эффективнее в каждом конкретном случае».

Когда хочется «дёшево и сердито»

Обучающие курсы стоят дорого. Около 80 % руководителей предпочитают обходиться своими силами в вопросах повышения квалификации персонала.

При этом снизить расходы на образование без потери качества вполне реально. Например, отправить на семинар одного из сотрудников отдела, который потом проведет мастер-класс для коллег. Новичков нередко обучают старшие специалисты, передавая им опыт и знания.

В Великобритании многие компании объединяются с партнерами отрасли для организации совместного обучения - что значительно дешевле.

Как сэкономить на профобучении без ущерба для качества - секреты старшего партнёра консалтинговой компании «Имикор» Павла Беленко.

«Нужно по-максимуму использовать способности и возможности сотрудника, а не переучивать его — это слишком дорогое удовольствие даже для организации, твердо стоящей на ногах.

Зачем превращать компанию в учебный центр, когда можно брать на работу исключительно профильных специалистов, прекрасно разбирающихся в своей области и нуждающихся в минимальном обучении.

Тем не менее если сотруднику необходимы дополнительные знания и навыки, используйте систему наставничества и другие внутренние резервы компании».

Дистанционное обучение — еще один способ сделать процесс повышения квалификации персонала менее затратным, ведь сотрудники могут учиться в любое время и прямо на рабочем месте. Для этого достаточно компьютера, подключенного к интернету.

Сертифицированный бизнес-тренер Анна Верба рекомендует своим клиентам СДО — систему дистанционного обучения, важным элементом которой является корпоративное образование персонала курсами, лекциями и вебинарами.

«Сотрудник просто заходит в свой виртуальный кабинет и видит классифицированные архивы конспектов, видеозаписей, вебинаров, с которыми он работает в удобное для себя время. Поскольку отсутствует необходимость в аренде помещения и дополнительном оборудовании, расходы на обучение персонала сокращаются на 40 % по сравнению с очными программами».

Что в результате

Обучение никогда не бывает лишним. Знания и навыки, которые приобретают сотрудники, с лихвой покрывают все затраты. От роста профессиональных качеств растет производительность труда, что в целом положительно для имиджа компании. Однако не все способны реально оценить пользу корпоративных тренингов и курсов.

Согласно данным Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, только 17 % директоров и руководителей пытаются проанализировать эффективность обучения персонала.

Заведующая отделом мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ Наталья Бондаренко считает главной причиной этой проблемы - отсутствие технологий, позволяющих оценить результаты обучения сотрудников.

Может быть, пришло время перенять опыт английских коллег, которые организуют менеджер-тренинги по оценке результата корпоративных образовательных программ на государственном уровне.

В компании Toyota уверены, что выпускать лучшие в мире автомобили — не самое главное, гораздо важнее готовить лучших в мире людей.

Именно по этой причине здесь инвестируют в сотрудников большие суммы. Японцы понимают, что качественный товар создают только компетентные и довольные работники.

Похожие статьи

5 признаков «трудного» сотрудника по почерку - графология для HR

5 признаков «трудного» сотрудника по почерку - графология для HR

Мы поговорили с ведущим рекрутером-графологом в России (а может, и в мире) Анной Самойленко: о подборе персонала, как оценка почерка экономит деньги бизнесу, точность методики и почему это работает, плюс 5 примеров «проблемного» почерка

08.08.2019 11:16
Денег меньше, работы больше ‒ как российские учителя перешли на дистанционное обучение

Денег меньше, работы больше ‒ как российские учителя перешли на дистанционное обучение

Все считают, что бюджетники «в шоколаде» ‒ расскажем, почему этот шоколад горчит, как справляются с дистанционным обучением учителя, ученики и родители, как изменились зарплаты учителей и какие онлайн-ресурсы помогут учить и учиться

21.04.2020 11:23

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

25.05.2022 16:15
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру