Что такое Kaizen и как это работает

Японская философия менеджмента Кайдзен - о чём это, с какой стороны подойти и как работает в России.

Что это

Kaizen - дословно с японского переводится как “постоянное улучшение”.  Целая философия управления, построенная на совершенствовании бизнес-процессов изнутри, сотрудниками.

До того как запутанные методики управления циклом разработки стали обыденностью, бизнес нуждался в системе, которая даст толчок устаревшим производственным процессам. Так появился Кайдзен.

Методику Кайдзен разработал Масааки Имаи. Всё началось в Toyota.

Фундаментальные понятия Кайдзен:

  • Философия долгосрочной перспективы
  • Правильно выстроенные процессы дают нужные результаты
  • Развивай компанию, вкладывая в людей
  • Постоянное решение множества небольших задач - двигатель непрерывного совершенствования компании

Эти принципы помогли Toyota Motors создать успешный бизнес в тяжёлые послевоенные годы, закрепить и приумножить результат в будущем.  Кстати, мы уже писали об особенностях управления другой японской корпорации - Sony

Кайдзен построен на самоорганизации и самомотивации - сотрудники предлагают идеи и тут же применяют на практике. Люди лучше знают бизнес изнутри, а значит - могут найти более эффективные способы решения проблем.

Кайдзен создает доверительные отношения внутри компании. Учит команду экспериментировать, мыслить нестандартно и масштабно, и использовать научные подходы в работе.

Кайдзен работает в любой стране и бизнесе. Даже в России.

Как работает

Согласно модели Кайдзен, каждый несёт ответственность за общий результат и может вносить изменения в процессы. Кайдзен стирает превосходство статусного положения и выносит на первый план идею равноправия всех участников.

Подход вырабатывает критическое мышление, заставляет сотрудников постоянно оценивать эффективность своей работы и каждого в команде. В совокупности это создает корпоративную культуру, где сотрудники осознанно работают над одной бессрочной задачей - постоянным совершенствованием.

Кайдзен является полной противоположностью водопадной модели управления, в которой подчеркивается важность отдельных людей на начальных этапах разработки.

Разный Кайдзен

Кайдзен может принимать разные формы. Всё зависит от задач конкретного проекта или организации.

  • Постоянный или ситуативный

Day-to-day Кайдзен, или постоянный, подразумевает регулярное обсуждение выявленной проблемы - каждый день, раз в неделю. Во время обсуждения команда собирает идеи и потенциальные решения. Участие в таких встречах могут принимать все желающие, не только исполнители.

Special Event Кайдзен, или ситуативный, требует более тщательного планирования и заточен под быстрое внедрение идей в продакшн. Обсуждения проводятся узким кругом исполнителей для того, чтобы в процессе совершенствования не возникло новых проблем.

  • Индивидуальный или командный

Вообще Кайдзен выносит коллективное на первый план и основан на постоянном совершенствовании команды. Тем не менее существует ветка Кайдзен - Teian Kaizen, в дословном переводе “предлагаемое улучшение”. Отдельные сотрудники вносят предложения по улучшению своей повседневной работы. После идея обсуждается командой исполнителей и внедряется.

В данном случае акцент смещается от всеобщего блага компании к работе над одним процессом или действием, незначительном в масштабах команды.

  • Процесс или этапы

В философии Кайдзен процесс является одной из главных ценностей. Здесь создание продукта - от идеи до релиза - рассматривается как целое.

И всё же Кайдзен-метод применяют не к процессу в целом, а к подпроцессам - отдельным этапам. И когда какие-то улучшения предлагаются, команда должна четко понимать, как данное изменение можно осуществить в рамках существующих подпроцессов.

Например, на повестке улучшение времени отклика в приложении. После того как идею обсудят на очередном совещании, команда должна расписать все подпроцессы, которые будут или могут быть затронуты в ходе реализации. После чего отдельные участники, ответственные за этапы работы, высказывают своё мнение и предложения о том, как завершить полный цикл задачи быстро и без багов.

Плюсы и минусы Кайдзен

В целом Кайдзен основан на тех же фундаментальных принципах, что Agile и Lean методы. Но как это часто бывает - здесь свои плюсы и минусы.

+

  • Усиливает итеративное развитие и способность к адаптации

Отсутствие дальнего планирования и жестких сроков по выполнению показателей, позволяет концентрироваться на постепенном улучшении продукта и дает возможность адаптироваться к условиям.

  • Способствует непрерывной работе

Команда много общается, каждый имеет доступ ко всем наработкам. Участники могут делать более глубокий анализ процессов и находить новые способы улучшения продукта.

  • Мотивирует команду

Каждый может высказаться и предложить идею - такой подход не только увеличивает вовлеченность, но и добавляет профессиональный вес каждому внутри компании.

  • Учит работать в команде

Регулярные совместные обсуждения и проработка задач учат правильному взаимодействию внутри команды, что может перерасти в хорошую привычку - советоваться и принимать важные решения совместно.

  • Практически ничего не стоит

Денежные затраты на организацию Кайдзен минимальные.

-

  • Требует открытости общения на всех уровнях

Чтобы Кайдзен работал хорошо - придётся упростить иерархию компании. Открыться для личного общения с сотрудниками и начать прислушиваться к идеям команды.

  • Уменьшает влиятельность менеджмента

Конечно, Кайдзен не призывает отменить начальников, но говорит о снижении давления и появления власти. Если команда будет запугана или чувствовать прессинг, то никто просто не предложит годных идей.

Кайдзен в России

В нашей стране методика Кайдзен приживается с трудом. Причём чаще кайдзену сопротивляется менеджмент. Работники тоже не верят, что к ним будут прислушиваться.

Обычно всё происходит как-то так. Начальство проводит ознакомительную презентацию о методике, а после требует делиться идеями по улучшению процессов. Российские работодатели ждут, что команда отнесётся к их бизнесу как своему. Не получив ожидаемого отклика, на людей компании сыпятся штрафы, личные обиды и прочие наказания.

В первую очередь в компании нужно проработать демотивирующие факторы и увеличить вовлеченность. О том как работать с лояльностью сотрудников - здесь.

Главное помнить, нельзя заставить генерировать идеи - это всё-таки творческий процесс. Во-вторых, уйдет немало времени, чтобы убедить команду - это не очередная прихоть руководства, а классная схема, по которой теперь будем работать.

Несколько подсказок, как начать жить по Кайдзен:

  1. Обозначьте личную выгоду сотрудников (естественно, это деньги..больше денег)
  2. Выделите бюджет на реализацию идей
  3. Расскажите о привилегиях лучших авторов
  4. Перестаньте разводить бумажки (записать идею на листочек и бросить в ящик предложений - это не Кайдзен)
  5. Собирайтесь командой, обсуждайте, разговаривайте, делитесь мыслями. Много и часто.

Похожие статьи

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

25.05.2022 16:15
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру