Как понять, что сотрудник скоро уволится

Если энергичный и мотивированный сотрудник потерял интерес к работе - вероятно, он скоро уволится
Если энергичный и мотивированный сотрудник потерял интерес к работе - вероятно, он скоро уволится

Почему увольняются сотрудники, по каким признакам распознать «беглеца», что делать руководителю: удерживать или срочно искать замену ‒ разбираемся вместе

Когда успешный сотрудник заявляет, что хочет уволиться ‒ это всегда неприятная новость. Компания вложилась в обучение сотрудника, все были довольны ‒ и вдруг заявление об увольнении по собственному желанию.

В Массачусетском технологическом институте подсчитали, что поиск и обучение новых сотрудников обходятся в 125‒140% годовой зарплаты.

По нашим подсчётам, увольнение рядового сотрудника стоит две-три зарплаты. Увольнение тимлида или менеджера обходится компании ещё дороже ‒ минимум шесть зарплат сотрудника.

Но потери можно снизить ‒ если вовремя понять, что сотрудник собирается уходить.

Почему увольняются сотрудники

Согласно соцопросам, в России чаще увольняются по следующим причинам:

  • Низкая зарплата ‒ 48,4% опрошенных
  • Отсутствие карьерного роста ‒ 36,5%
  • Жажда перемен и неинтересная работа ‒ 31,9%
  • Конфликт с руководством ‒ 20,4%
  • Чрезмерная загруженность ‒ 18,2%

Немецкий исследовательский институт INNOFACT AG в результате аналогичного исследования получил такие ответы:

  • 67,7% сотрудников уволились из-за того, что им не оплачивали переработку
  • 64,8% не смогли найти общий язык с коллегами
  • 60,3% жаловались на слишком высокие требования руководства и стресс

Компания может потерять опытного сотрудника из-за компрессии зарплат.

Согласно исследованию Korn Ferry Hay Group, зарплата сотрудников на одинаковых должностях в России может отличаться на 83%. Новые сотрудники получают на треть больше «старых».

Почему так происходит? Старые сотрудники никуда не денутся, работают ‒ значит, довольны, а новые на такую зарплату не пойдут.

Причины увольнения могут быть разными. Задача руководителя ‒ исправить ситуацию, если он хочет удержать работника. Но лучше отслеживать текущие проблемы и оперативно их решать.

Как понять, что сотрудник хочет уволиться

Американская бизнес-школа Huntsman school of business по итогам исследования назвала 13 признаков того, что работник решил уволиться:


  1. Продуктивность работы снижается
  2. Хуже взаимодействует с командой
  3. Выполняет только необходимый минимум обязанностей
  4. Не стремится получить одобрение руководителя
  5. Теряет интерес к долгосрочным проектам
  6. Меняется поведение ‒ часто в худшую сторону
  7. Не работает на результат
  8. Не концентрируется на рабочих задачах
  9. Открыто высказывает критику
  10. Выражает недовольство руководством
  11. Работает строго по часам или уходит пораньше
  12. Теряет энтузиазм
  13. Падает интерес к общению с клиентами


Сотруднику чаще звонят на личный телефон. При этом он разговаривает без свидетелей и называет собеседника на «вы». А если сотрудник вдруг поменял стиль одежды на строго официальный и часто отпрашивается в течение рабочего дня ‒ вероятно, он ходит на собеседования.

Другой настораживающий признак ‒ сотрудник обновил резюме и больше времени проводит на рекрутинговых сайтах.

Хуже, если работник при этом пересылает большие объёмы информации по почте, в облако или скачивает на флешку. Он может таким образом попытаться сохранить базу клиентов или другую информацию. А это уже прямое воровство у компании.

Конечно, только по изменению поведения делать выводы нельзя. Причин может быть много. Может быть, сотрудник ходит вовсе не на собеседования. Одевается по-другому, потому что сменил имидж. Но однозначно насторожить руководителя должны снижение интереса к работе и формальный подход к задачам.

Что делать руководителю

Если руководитель заметил, что сотрудник хочет уволиться, пора принимать решение ‒ удерживать сотрудника или подыскивать замену.

Чтобы удержать работника, наиболее эффективны краткосрочные меры:


  • Увеличить зарплату
  • Повысить в должности
  • Заинтересовать новым проектом


Но лучше всего регулярно встречаться с сотрудниками и спрашивать, всё ли в порядке, чем помочь, в чём нуждается работник.

Существует и противоположная точка зрения: если человек решил уйти, он всё равно уйдёт, удерживать его нет смысла. Перед увольнением стоит поговорить с сотрудником о проблемах в работе ‒ это поможет предотвратить новые потери.

Что бы ни решил руководитель, ему необходимо время на обдумывание. И если изменения эффективности работника заметны по отчётам, то изменения в поведении можно увидеть только при ежедневном общении.

Если в команде доверительные отношения, сотруднику нет нужды искать другую работу для решения своей проблемы ‒ всё можно уладить в рабочем порядке. А если принято решение о смене работы, сотрудник позаботится о том, чтобы предупредить заранее и снизить затраты на обучение новичка.

Похожие статьи

Что спросить на собеседовании, чтобы понять, подходит ли тебе эта работа

Что спросить на собеседовании, чтобы понять, подходит ли тебе эта работа

Настоящее собеседование ‒ это диалог двух сторон, и если работодатель хочет узнать о тебе как можно больше, то и у тебя есть право выяснить всё о работе. Небольшая оговорка: чтобы объективно оценить предложение, нужно задавать правильные вопросы

02.04.2021 14:24
Как понять, что тебе грозит выгорание ‒ и что делать

Как понять, что тебе грозит выгорание ‒ и что делать

Выгорание ‒ не просто модное слово, и грозит оно не только топ-менеджерам. Рассказали о первых признаках профессионального выгорания и о том, как его избежать ‒ даже если нет возможности махнуть на собственный остров и полежать у бассейна

24.03.2021 16:23

Последние статьи

Как ответить на самый сложный вопрос рекрутера ‒ о недостатках

Как ответить на самый сложный вопрос рекрутера ‒ о недостатках

Вопрос о слабых сторонах входит в тройку самых сложных на собеседовании. Зачем его задают и как ответить, чтобы понравиться рекрутеру ещё больше ‒ собрали 7 способов рассказать о своих недостатках так, чтобы сразу пригласили на работу

08.11.2021 15:17
Подпишись на статьи ГородРабот.ру