Социологи утверждают, что для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и умение работать в команде. По последним результатам учёных Гарварда успех человека в профессиональной сфере на 85% зависит от мягких навыков и на 15% - от жёстких.
Что такое hard skills, или жёсткие навыки
Это технические, профессиональные навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. Например:
- Владение иностранным языком
- Знание MS Office, 1С
- Создание логотипа в Photoshop
- Быстрая печать на клавиатуре
- Программирование и т. д.
Несомненно, без твёрдых навыков крайне сложно устроиться на работу. Обычно они указываются в графе «профессиональные навыки» резюме и в должностных инструкциях.
Что такое soft skills, или мягкие навыки
Это набор качеств, которые зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры мягких навыков:
- Работа в команде; умение слушать и прислушиваться к опытным работникам
- Инициативность - нет ничего страшного в том, чтобы предложить собственную интересную идею для того, чтобы компания работала ещё лучше
- Любознательность - стараться изучить всё, с чем сталкиваетесь в жизни, не бояться делать попытки и искать новые возможности
- Умение решать проблемы и конфликтные ситуации
- Самодисциплина и т. д.
Софт скиллз позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления. Владение мягкими навыками способствует повышению по карьерной лестнице и обеспечивает комфортные условия на рабочем месте.
Чтобы освоить hard skills, необходимы интеллект, IQ, логика - за них отвечает левое полушарие мозга. Для развития soft skills требуются эмоциональность, EQ, эмпатия - работает правое полушарие мозга.
Знакомый нам IQ (Intelligence quotient) - это уровень интеллектуальных, логических и мыслительных способностей человека. Забавно, но самые богатые и влиятельные люди получали далеко не самые высокие отметки в школе. Ключом к успеху и карьере признан эмоциональный интеллект - EQ (Emotional quotient).
Что такое эмоциональный интеллект - EQ, или эмпатия
Эмпатия - это способность понимать эмоциональное состояние другого человека посредством сочувствия. Человек с развитой эмпатией обращает внимание на то, в каком состоянии его собеседник, какие чувства и эмоции он испытывает в момент общения, и учитывает это в построении отношений с ним.
Понятие EQ - эмоционального интеллекта - ввёл американский психолог Линдсей Гарднер в 90-х годах. Однако изучить EQ и дать более чёткие представления об эмпатии до сих пор не удалось так, как сделали с IQ.
Почему эмпатия важнее интеллекта
По мнению Дэвида Карузо, доктора психологических наук, лучшие перспективы в бизнесе открываются позитивно настроенным работникам, способным к эмпатии.
Умение распознать чувства другого человека, правильно реагировать на его эмоции важно во многих сферах - от торговли до общественной деятельности. Руководителю этот навык позволит вдохновлять подчинённых. Сотруднику - поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе. Кроме того, способность считывать чужие эмоции пригодится на переговорах и для разрешения конфликтных ситуаций.
Во многих организациях эмоциональное состояние людей, готовность или неготовность к каким-либо действиям игнорируется. Например, руководители ставят задачи, не учитывая отношения сотрудника к самой задаче или соответствия его личных качеств сложности поручения. Подобные ситуации приводят к конфликтам. Для достижения общего результата необходимо понять точку зрения каждого работника, прийти к общему мнению, при этом избежать столкновения интересов и развала команды.
Даниел Канеман, израильский психолог и лауреат Нобелевской премии, писал:
«Люди больше склонны общаться и сотрудничать с теми, кому они доверяют и испытывают симпатию».
Всё чаще говорят о важности эмпатии и софт скиллз в карьере.
Профессиональные навыки можно довести до автоматизма, но «работники-роботы» не нужны работодателям.
Как говорил Стив Джобс:
«Будьте ближе к своим клиентам. Будьте настолько близки, чтобы знать, чего хотят ваши покупатели, до того, как они сами это осознали».
Развивайте софт скиллз, не бойтесь быть эмпатом - и добьётесь серьёзного успеха.