Как уволить сотрудника без негатива - всё о прозрачном увольнении

Как уволить сотрудника так, чтобы он остался благодарен компании, как построить сложный разговор об увольнении и почему важно расставаться друзьями

#расстанемсядрузьями - это не только модный тренд. Это новый подход к увольнению сотрудников, который одинаково нужен и компании, и работникам.

Если объявить сотруднику об увольнении за день, негатива не избежать. Человек чувствует себя обманутым, и его эмоции обернутся испорченной репутацией компании, как итог - потерей доверия клиентов.

Но можно уволить работника так, чтобы он остался благодарен руководству. Нужно лишь следовать правилам прозрачного увольнения.

Почему приходится увольнять сотрудников

Если было серьёзное нарушение трудовой дисциплины - увольнять по статье Трудового кодекса. Здесь главное - соблюсти все формальности и доказать проступок.

Но бывает и так, что явно поставить в вину сотруднику нечего - просто руководитель понимает: этот человек не вписывается в команду. Возможно, сотрудник не разделяет ценности компании. Или недостаточно компетентен. Или просто токсичен.

Многие руководители допускают ошибку - дают таким сотрудникам второй шанс. Из жалости или из опасения остаться с незакрытой вакансией руководитель откладывает тяжёлый разговор об увольнении. 

Иван Зимбицкий, основатель консалтинговой компании GoldCoach, уверен:

«Если сотрудник работает так, что его пора уволить, а вы его не увольняете - это приводит к деградации и сотрудника, и компании».

Компания теряет клиентов и прибыль, сотрудник - профессиональную квалификацию.

Как сделать увольнение справедливым - метод трёх жёлтых карточек

Иван Зимбицкий предлагает метод, который даёт человеку уверенность в справедливости решения руководителя. Он называется «метод трёх жёлтых карточек».

Каждая «жёлтая карточка» - это предупредительная беседа с руководителем. В первый раз нужно открыто высказать свои претензии сотруднику и выяснить, почему он не справляется. Руководитель предлагает помощь и даёт время на исправление ситуации.

Во второй раз, если изменений нет, проводится беседа в том же ключе. Однако на этот раз сотрудник должен чётко уяснить - если эффективность его работы не улучшится, его ждёт увольнение.

Третья «жёлтая карточка» - это сообщение об увольнении.

Существенный плюс метода - сотрудник понимает, за что его увольняют.

Как построить разговор об увольнении

Сообщение об увольнении должно быть корректным и уважительным. Психологи рекомендуют строить его по схеме «позитив - негатив - позитив»:

  • Упомянуть о тех качествах работника, которые позволили ему занять должность
  • Сообщить о проблемах, объявить о решении уволить и назвать объективные причины увольнения
  • Дать рекомендации, рассказать о выходном пособии и ещё раз упомянуть о положительных качествах работника

Категорически нельзя при этом:

  • Упрекать сотрудника и переходить на личности
  • Отвечать агрессией на агрессию
  • Выражать активное сочувствие и показывать жалость

Как сделать увольнение прозрачным и расстаться друзьями

Дэвид Сигел, занимавший руководящие посты в компании Everyday Health, предлагает метод прозрачного увольнения.

Руководитель сообщает сотруднику об увольнении вежливо и уважительно, но категорично. При этом сотруднику дают время на поиск новой работы - от 6 недель до 3 месяцев.

Сотрудник может ходить на собеседования в рабочее время, при этом продолжая работать в компании.

Руководитель оказывает помощь в поиске новой работы: даёт рекомендации, помогает составить резюме.

Такая стратегия увольнения выгодна всем:

  • Человек спокойно ищет новую работу
  • Компания находит замену и не боится судебного иска от бывшего сотрудника
  • Остальные работники знают, что им не грозит внезапное увольнение, чувствуют себя увереннее и свободнее

Кроме того, в будущем компания может продолжить сотрудничество с уволенным работником. Возможно, он станет её клиентом. 

В любом случае - расставаясь с сотрудниками без негатива, компания укрепляет свои позиции и репутацию.

Похожие статьи

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

25.05.2022 16:15
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру