Как уволить сотрудника без негатива - всё о прозрачном увольнении

Как уволить сотрудника так, чтобы он остался благодарен компании, как построить сложный разговор об увольнении и почему важно расставаться друзьями

#расстанемсядрузьями - это не только модный тренд. Это новый подход к увольнению сотрудников, который одинаково нужен и компании, и работникам.

Если объявить сотруднику об увольнении за день, негатива не избежать. Человек чувствует себя обманутым, и его эмоции обернутся испорченной репутацией компании, как итог - потерей доверия клиентов.

Но можно уволить работника так, чтобы он остался благодарен руководству. Нужно лишь следовать правилам прозрачного увольнения.

Почему приходится увольнять сотрудников

Если было серьёзное нарушение трудовой дисциплины - увольнять по статье Трудового кодекса. Здесь главное - соблюсти все формальности и доказать проступок.

Но бывает и так, что явно поставить в вину сотруднику нечего - просто руководитель понимает: этот человек не вписывается в команду. Возможно, сотрудник не разделяет ценности компании. Или недостаточно компетентен. Или просто токсичен.

Многие руководители допускают ошибку - дают таким сотрудникам второй шанс. Из жалости или из опасения остаться с незакрытой вакансией руководитель откладывает тяжёлый разговор об увольнении. 

Иван Зимбицкий, основатель консалтинговой компании GoldCoach, уверен:

«Если сотрудник работает так, что его пора уволить, а вы его не увольняете - это приводит к деградации и сотрудника, и компании».

Компания теряет клиентов и прибыль, сотрудник - профессиональную квалификацию.

Как сделать увольнение справедливым - метод трёх жёлтых карточек

Иван Зимбицкий предлагает метод, который даёт человеку уверенность в справедливости решения руководителя. Он называется «метод трёх жёлтых карточек».

Каждая «жёлтая карточка» - это предупредительная беседа с руководителем. В первый раз нужно открыто высказать свои претензии сотруднику и выяснить, почему он не справляется. Руководитель предлагает помощь и даёт время на исправление ситуации.

Во второй раз, если изменений нет, проводится беседа в том же ключе. Однако на этот раз сотрудник должен чётко уяснить - если эффективность его работы не улучшится, его ждёт увольнение.

Третья «жёлтая карточка» - это сообщение об увольнении.

Существенный плюс метода - сотрудник понимает, за что его увольняют.

Как построить разговор об увольнении

Сообщение об увольнении должно быть корректным и уважительным. Психологи рекомендуют строить его по схеме «позитив - негатив - позитив»:

  • Упомянуть о тех качествах работника, которые позволили ему занять должность
  • Сообщить о проблемах, объявить о решении уволить и назвать объективные причины увольнения
  • Дать рекомендации, рассказать о выходном пособии и ещё раз упомянуть о положительных качествах работника

Категорически нельзя при этом:

  • Упрекать сотрудника и переходить на личности
  • Отвечать агрессией на агрессию
  • Выражать активное сочувствие и показывать жалость

Как сделать увольнение прозрачным и расстаться друзьями

Дэвид Сигел, занимавший руководящие посты в компании Everyday Health, предлагает метод прозрачного увольнения.

Руководитель сообщает сотруднику об увольнении вежливо и уважительно, но категорично. При этом сотруднику дают время на поиск новой работы - от 6 недель до 3 месяцев.

Сотрудник может ходить на собеседования в рабочее время, при этом продолжая работать в компании.

Руководитель оказывает помощь в поиске новой работы: даёт рекомендации, помогает составить резюме.

Такая стратегия увольнения выгодна всем:

  • Человек спокойно ищет новую работу
  • Компания находит замену и не боится судебного иска от бывшего сотрудника
  • Остальные работники знают, что им не грозит внезапное увольнение, чувствуют себя увереннее и свободнее

Кроме того, в будущем компания может продолжить сотрудничество с уволенным работником. Возможно, он станет её клиентом. 

В любом случае - расставаясь с сотрудниками без негатива, компания укрепляет свои позиции и репутацию.

Похожие статьи

Последние статьи

Страх, лень или жадность ‒ что заставляет нас терпеть на работе всё

Страх, лень или жадность ‒ что заставляет нас терпеть на работе всё

Две трети россиян не получают удовольствия от работы ‒ однако увольняются далеко не все. Найти работу по душе мешают страх остаться без денег, боязнь перемен и привычка к сиюминутным тратам. Терпеть, увольняться или бороться ‒ выбери свой путь

18.09.2020 10:57
Считаем в уме ‒ сколько заработали россияне в августе 2020

Считаем в уме ‒ сколько заработали россияне в августе 2020

В начале сентября настроение немного «бэк ту скул», в воздухе паутинки, на бульваре первоклашки. Представили, что мы на уроке математики ‒ и решили задачу со многими переменными: что произошло на рынке труда России в августе 2020

04.09.2020 13:39
Подпишись на статьи ГородРабот.ру
COOKIES
Продолжая пользоваться сайтом GorodRabot.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в п. 5 «Положения об обработке персональных данных»
Top.Mail.Ru