Что такое самоуважение ‒ чего нельзя терпеть от коллег и начальника

В этом фильме главная героиня научилась уважать себя - учись и ты
В этом фильме главная героиня научилась уважать себя - учись и ты

«Мы никого не держим», «Ты что, совсем тупая?», «Денег на зарплату нет, но скоро будут» ‒ если слышишь такое постоянно, а потом только вздыхаешь и пьёшь пустырник ‒ ты себя не уважаешь

Простой тест: возьми ручку и не задумываясь напиши трёх человек, которых уважаешь больше всех.

Кто у тебя в списке? Илон Маск? Научный руководитель? Известный коуч?

А есть ли в этом списке ты?

Если всегда отвечаешь на самые «неудобные» вопросы на собеседованиях, подменяешь коллег на выходных и плачешь в туалете после разноса у босса ‒ учись самоуважению.

Почему нам приходится учиться самоуважению

Корни проблемы ‒ как всегда, в детстве. Если родители обосновывали свои запреты классическим «Потому что я так сказал(а)» ‒ откуда взяться самоуважению?

Потом тебя учили быть как все. Ты когда-нибудь высказывал своё мнение, например, в сочинении? Печорин и Онегин ‒ лишние люди, а Катерина ‒ луч света в тёмном царстве. Не согласен ‒ два за содержание, потому что не дорос ещё тут рассуждать.

Потом устраиваешься на работу. Конечно, сначала делаешь ошибки ‒ и за каждую получаешь. Тебе внушают, что здесь «никого не держат» и «вон очередь из желающих на твоё место».

Самоуважение помахало ручкой. Начальник очень доволен, вот только премию выписывать не спешит ‒ зачем, ты и так работаешь.

С уважением себя как личности у россиян плохо ‒ и это доказывают исследования. Только 6% из пяти тысяч опрошенных готовы уволиться, если начальник повысит на них голос, и только 4% уволятся, если откажут в отпуске.

Большинство участников опроса уволились бы только в том случае, если бы им перестали платить или обманули. А всё остальное стерпели ‒ и оскорбления, и крики, и нарушения прав.

Мы спросили своих пользователей ‒ как они реагируют на нетактичные и оскорбительные вопросы на собеседовании? Большинство ‒ 44% ‒ ответили, что рассказывают всё как есть.

Это неправильно. Зачем унижаться ‒ лучше или отшутиться, или вежливо дать понять, что вопрос некорректен.

Давай разберёмся ‒ когда пора писать заявление на увольнение, если хочешь сохранить самоуважение.

Когда пора увольняться, если уважаешь сам себя

Увольнение ‒ не конец жизни. Не бойся, что не сможешь найти работу, чем бы тебе ни грозили. Адекватных людей больше, чем самодуров и параноиков.

А ещё есть удалённая работа ‒ и самозанятость. Возможностей много, и ты найдёшь больше, чем потеряешь.

Вот какое поведение коллег и начальника психологи считают недопустимым. Вспомни ‒ часто ли с тобой происходит подобное. Если да ‒ уходи не оглядываясь.

Крики и оскорбления

Если на тебя повышают голос или опускаются до прямых оскорблений ‒ это недопустимо. Любой конфликт можно решить, проявляя друг к другу уважение.

Никогда не кричи в ответ и не оправдывайся. Дай понять, что такой тон беседы для тебя неприемлем. Если собеседник не меняет своего поведения ‒ предупреди, что дальнейшее сотрудничество невозможно.

Неуважение в любой форме

Неуважение проявляется не только в оскорблениях. Нереальные цели и сроки выполнения задачи, нечёткие приказы, которые меняются ежедневно, абсурдные требования к работникам ‒ всё это неуважение.

Если такое происходит постоянно ‒ ты всё время будешь на «точке кипения», а гнев разрушает. Береги себя ‒ уходи оттуда.

Нарушение трудовых прав

У тебя есть не только обязанности, но и права ‒ не забывай об этом. Рабочий график, перерыв на обед, оплачиваемые отпуск и больничный ‒ некоторые работодатели «забывают» об этом.

В трудовом договоре ясно сказано, что продолжительность отпуска 28 дней, а тебя за весь год отпустили только на две недели? Оцени ситуацию ‒ если никакой необходимости в твоём присутствии не было, твои права грубо нарушили.

На собеседовании спрашивают, часто ли болеет ребёнок. Нет, это не трогательная забота о тебе, а расчёт ‒ много ли компании придётся потратить на оплату больничных.

Тревожный звонок ‒ даже если очень хочешь здесь работать, задумайся.

Невыполнение обещаний

Всё, что тебе обещали, должно выполняться. Точка.

Ты тоже, наверное, слышал, как компании обманывают сотрудников. Как менеджеру по продажам обещали 3% с продаж, а потом снизили до 1,5%. Как обещали служебный транспорт ‒ и обещают вот уже два года.

Обязательства работника и работодателя взаимны. Иначе получается игра в одни ворота.

Услуги руководителю или коллегам

Таких историй миллион ‒ как сотрудники возят собачку босса к ветеринару, постоянно подменяют коллег или незаметно получают дополнительные (и неоплачиваемые) обязанности.

Например, в конце дня на кухне скапливается грязная посуда. Мытьё посуды не входит в обязанности уборщицы. Чашки за всеми моет тот, кто не выдерживает первым. Да-да, если этот чистюля ты ‒ считай, будешь теперь дежурным по кухне.

И даже не за спасибо.

Эмоциональный шантаж

Все хотят, чтобы сотрудники болели за общее дело. По мнению руководителя, сотрудники должны просыпаться и засыпать с одной мыслью ‒ а какую прибыль я сегодня принёс компании?

Ведь мы одна команда.

Какие сверхурочные и премии? Почему ты не можешь выйти в воскресенье? Ты что, только ради денег работаешь?

Если заметил эмоциональный шантаж со стороны босса ‒ увольняйся.

Личные расходы на нужды компании

А теперь вишенка на торте. Если ставят в условия, когда ты должен оплачивать из своего кармана то, что идёт на нужды компании ‒ это уже за гранью.

Работодатель должен обеспечить всем необходимым для работы. Хотя бы минимально необходимым. Если приходится на свои деньги покупать лампочки в офис или чай для клиентов ‒ поздравляем, ты столкнулся с феерической жадностью.

Возможно, босс не в курсе. Не молчи ‒ расскажи о своих нуждах. Если реакции нет ‒ прощайся.

Как работать над самоуважением

Мы позволяем унижать себя, потому что привыкли сами себя ругать, обвинять и ненавидеть. Да-да, мы внутренне согласны с обвинениями в глупости и лени.

А всё просто ‒ чтобы тебя уважали другие, надо уважать себя самому.

Вот несколько простых советов психологов ‒ как повысить самооценку:

  • Прекрати извиняться и каяться. Признай свою вину (если объективно виноват) и предложи пути выхода из ситуации. Совершил ошибку ‒ не ругай себя, а исправляй последствия
  • Запишись в спортзал ‒ или просто купи кроссовки и бегай. Каждый день будешь видеть свой прогресс ‒ начнёшь гордиться собой
  • Выбрось заношенную одежду и то, что тебе не нравится. Надевай только вещи, в которых чувствуешь себя настоящим красавчиком, следи за чистотой и будь уверен, что от тебя приятно пахнет. Это здорово повышает самооценку ‒ доказано
  • Составь список своих сильных черт. Подумай, в чём ты профи. Пусть это не имеет ни малейшего отношения к работе ‒ всё равно станет поводом для самоуважения

Будь уверен: сознание своей ценности поможет увидеть, когда другие люди переходят твои личные границы ‒ и отстоять свои права.

Похожие статьи

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
13 фраз, которые не стоит говорить коллегам

13 фраз, которые не стоит говорить коллегам

«Я ей сделал комплимент, а она меня ударила!» Так бывает: то, что ты говоришь с самыми лучшими намерениями, может унизить, оскорбить и расстроить коллегу. Собрали 13 фраз, которые запрещены в дружной команде ‒ никогда их не повторяй

12.03.2021 14:08
Страх, лень или жадность ‒ что заставляет нас терпеть на работе всё

Страх, лень или жадность ‒ что заставляет нас терпеть на работе всё

Две трети россиян не получают удовольствия от работы ‒ однако увольняются далеко не все. Найти работу по душе мешают страх остаться без денег, боязнь перемен и привычка к сиюминутным тратам. Терпеть, увольняться или бороться ‒ выбери свой путь

18.09.2020 10:57

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

25.05.2022 16:15
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру