Как избежать депрессии, если не получается найти работу

Фото автора Vlada Karpovich: Pexels
Фото автора Vlada Karpovich: Pexels

Нет такого соискателя, который бы не получал отказ от потенциального работодателя. Все через это проходят ‒ но реагируют по-разному. Разобрали ‒ почему долгие поиски работы могут привести к депрессии, как противостоять негативным мыслям и как найти работу не за месяцы, а за недели

На российском рынке труда пока полная неопределённость. Разные опросы показывают разные результаты: по данным сервиса Superjob.ru, 77% российских компаний не планируют сокращать работников, а по данным hh.ru ‒ 45% работодателей в России вынуждены сократить или остановить наём сотрудников до конца года.

В первую очередь планируют сокращать работников бэк-офиса (IT, бухгалтерию, HR), специалистов по продажам и работе с клиентами, линейный персонал в сферах логистики, транспорта и доставки.

Однако парадокс в том, что в этих же сферах планируется и набор персонала: одни компании несут убытки, другие, напротив, расширяют бизнес. Кассирам, курьерам, водителям, специалистам по продажам, например, длительная безработица точно не грозит.

Сложности с поиском новой работы могут испытывать сотрудники банковской сферы, страхования, недвижимости, маркетинга и PR, масс-медиа, автобизнеса, сферы закупок.

Чем грозит долгий поиск работы, как избежать депрессии и не упустить свой шанс ‒ рассказываем.

Как безработица влияет на человека

Средний срок поиска работы в России ‒ шесть-семь месяцев. Однако эксперты считают, что активный поиск длится два месяца, на третий энтузиазм снижается, а дальше начинаются разочарование и апатия.

Психологически всё понятно: когда ты только уволился, кажется, что все двери открыты. Составляешь резюме, закидываешь его на работные сайты, откликаешься на вакансии.

Но может получиться так, что для работы мечты тебе чего-то не хватает: опыта, специализации или навыков. У каждого работодателя свои требования, и для некоторых компаний твоей квалификации недостаточно.

Ещё вариант: в отрасли сейчас общее снижение активности и твоя профессия просто невостребована.

По статистике hh.ru, чтобы получить одно приглашение на собеседование, нужно откликнуться на вакансии не меньше десяти раз. Если посмотреть на эту статистику с другой стороны, получится совсем грустно: девять работодателей из десяти тебе откажут.

Надо иметь очень высокую самооценку, чтобы после девяти отказов не потерять уверенности в себе. А после двадцати отказов? А после тридцати?

Даже если понимаешь, что причина отказов может не иметь к тебе прямого отношения ‒ позитивный настрой пропадает очень быстро. Начинаются финансовые трудности ‒ «подушка безопасности» тает на глазах.

Как избежать депрессии, если найти работу никак не получается

Самая большая ошибка во время затянувшихся поисков работы ‒ «добивать» себя самокритикой. Напоминаем ‒ у компании может быть тысяча и одна причина отказать тебе, и твоя квалификация здесь далеко не на первом месте.

Соискателям отказывают из-за возраста, семейного положения, пола, внешности, наличия детей, образования, манеры одеваться, отсутствия сопроводительного письма, недостаточного энтузиазма, неподходящего опыта ‒ и даже из-за знака зодиака.

Случается и так, что ты слишком хорош для этой компании, и тебя не берут, потому что боятся ‒ скоро заскучаешь и уволишься.

Поэтому ‒ никакой самокритики.

Когда ищешь работу ‒ умение подать (и продать) себя выходит на первое место. Потрать время на составление идеального резюме, вспомни все свои успехи и выучи этот список наизусть.

Каждый раз, откликаясь на вакансию, пиши сопроводительное письмо. Его основная задача ‒ показать, что ты лучший кандидат. Прописывай в отдельном абзаце, чем можешь быть полезен компании, какие твои навыки пригодятся работодателю.

Составь распорядок дня и строго его придерживайся. Распиши, когда будешь заниматься поиском вакансий, когда ‒ подтягивать нужные навыки, и не забудь отвести время на спорт или прогулки на свежем воздухе. Это важно ‒ помогает сохранять бодрость и оптимизм.

Пиши статьи по своей специальности, общайся с друзьями и родными, сделай всё, что отложено в долгий ящик. Сократи потребление кофеина и алкоголя и отведи достаточно времени на сон.

Когда дело дойдёт до личной встречи с работодателем, ты должен быть энергичным и бодрым ‒ никто не захочет брать на работу вялого сотрудника с потухшим взглядом.

Если чувствуешь, что не справляешься с напряжением ‒ обращайся к специалисту. Вот тревожные признаки:

  • Ты полностью разочаровался в себе
  • Не видишь смысла откликаться на вакансии ‒ ради очередного отказа
  • Легко раздражаешься и отчаиваешься
  • Будущее представляется в самых черных красках
  • Ничего не хочется, полная апатия
  • Плохо спишь

Если всё это ‒ про тебя, срочно иди к психологу, или психотерапевту, или хотя бы к неврологу. Пустырника здесь уже явно недостаточно ‒ нужна профессиональная помощь.

Что такое экологичное увольнение и чем тебе может быть полезна эта идея

TalentTech создал мобильное приложение для «экологичного увольнения». Процесс увольнения ‒ аутплейсмента ‒ разделён на шесть уровней. Сотрудник последовательно проходит треки, которые помогают переосмыслить карьерный путь и составить выигрышное резюме, обучают самопрезентации, готовят к ведению переговоров с потенциальным работодателем и учат подбирать подходящие вакансии.

Если в твоей компании про это приложение никто не слышал ‒ возьми на вооружение основные принципы и сам сделай своё увольнение экологичным.

Об увольнении обычно предупреждают за две недели. Используй их с толком:

  • Подумай, какие вакансии будешь рассматривать. Составь список должностей, которые тебе подходят. А может быть, стоит сменить профессию?
  • Составь список компаний, где бы хотелось работать. Туда можно отправить своё резюме, даже если пока нет открытых вакансий
  • Займись своим резюме ‒ составь или обнови его. Каким должно быть правильное резюме ‒ рассказали в гайде по составлению резюме
  • Собери портфолио или составь список самых важных своих проектов и достижений
  • Подготовь ответы на самые частые вопросы рекрутеров
  • Выясни, на какую зарплату можешь рассчитывать. Для этого загляни на страницу «Статистика зарплат»
  • Продумай свои аргументы на переговорах о зарплате
  • Теперь ты готов откликаться на вакансии ‒ начни это делать немедленно

Где искать вакансии ‒ ты знаешь: у нас 2,6 млн вакансий по всей России.

Похожие статьи

Какие убеждения мешают найти работу мечты

Какие убеждения мешают найти работу мечты

Жаль, что у нас нет Омута памяти из «Гарри Поттера» ‒ как легко было бы решить множество проблем. Часто именно внутренние установки мешают добиться успеха ‒ рассказали, какие убеждения пора выкинуть из головы и оставить в старом году

22.12.2021 11:46
После работы снова работаю ‒ как найти идеальный баланс между работой и отдыхом

После работы снова работаю ‒ как найти идеальный баланс между работой и отдыхом

Почему work-life-balance перестал быть модным словом и превратился в настоящую проблему, как восстановить границы между работой и личной жизнью, зачем ставить цели и как работает правило трёх восьмёрок ‒ выбирай, что поможет сократить время работы и найти путь к себе

09.06.2021 11:48

Последние статьи

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что спрашивают на собеседовании, чтобы понять ‒ какой ты человек и специалист

Что может спросить на собеседовании руководитель, зачем ему это знать и какие ответы добавят тебе плюсов ‒ собрали нетипичные вопросы на собеседовании, которые могут поставить в тупик

01.06.2022 15:27
И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

И не друг и не враг: как выбрать правильную дистанцию в общении с руководителем

Почему конфликт и тесная дружба с руководителем ‒ одинаково плохо, как добиться адекватной оценки со стороны руководства и какие ошибки в общении с начальником могут стоить тебе работы

30.05.2022 17:30
Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Почему зона комфорта ‒ это болото и как оттуда выбраться

Иногда зона комфорта не имеет ничего общего с комфортом ‒ это стены, которые человек сам строит вокруг себя. Почему так происходит, как понять, что ты ограничил свои возможности и как решиться на перемены, если в зоне комфорта стало не очень комфортно

23.05.2022 14:21
Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Как довести коллег ‒ осторожно: очень вредные советы

Больше всего в коллегах раздражают пустые разговоры, но если хочешь взбесить вообще всех ‒ веди эти разговоры, следуя нашим инструкциям. Всеобщая ненависть обеспечена! А если серьёзно ‒ советуем поступать строго наоборот

18.05.2022 14:54
Подпишись на статьи ГородРабот.ру